Ли Якокка. Головокружительная история успеха Lee Iacocca

Наш герой по праву считается одним из наиболее успешным менеджером в сфере автомобильного бизнеса, который совершил увлекательный, тернистый путь от рядового стажера в инженерном отделе до высшей руководящей должности в Chrysler. Не стоит забывать и о создании, машины, чье появление кардинально перевернуло всю американскую авто индустрию.

Становление

Ли – это всего лишь сокращенная версия, от Лидо Антонио Якокка. Бытует мнение, что такой сокращенный вариант имени мальчик получил от одного из районов Венеции, где отмечали свой медовый месяц родители Лидо, Антонио Якокка и Антуанета Перрота, оба к слову были эмигрантами.

1965 ford mustang

Бывают ситуации, когда определенные события либо же действия предначертаны чьей-то рукой, смысл которых открывается не сразу, но говорит о многом. Примерно так можно и описать тот удивительный факт, что самой первой машиной отца Ли, был как раза Форд – Ford T, а во времена студенческой молодости, наш герой «гонял» на Ford V8 1936 года выпуска. Стоит отметить, что даже на то время, автомобиль был очень капризным с небольшим объемом мощностей, что естественно не могло радовать Лидо, и он твёрдо решил когда-то заняться её усовершенствованием.

Как-то, находясь в компании своих товарищей, он обронил фразу, которая по праву станет пророческой для него, а звучала она так: «Я не сомневаюсь, что выпуская такие плохие машины, Форд точно нуждается в моих услугах!».

В 1942 году, в штате Пенсильвания, а именно в городе Аллеантаун, Ли окончил среднюю школу, но «обладая» негативной формой ревматизма, от которого на то время можно было и умереть, парень смог избежать призыва в вооруженные силы США. После школы, Ли продолжил своё обучение в Лихайском университете, где со временем получил степень бакалавра в области промышленной инженерии. Следующим его шагом, стало покорение компании Ford…

Ford_Mustang_1965

Первая встреча с представителем американского гиганта, явившегося на неё на стильном Lincoln Continental Mark 1, произошла специально организованной встречи выпускников. И уже с первого взгляда, брошенного молодым человеком на классный автомобиль, Ли осознал что своё призвание в этой жизни он уже обрёл, осталось только добиться возможности его реализовать на практике. Восьмой месяц по счёту (август) 1946 года – это начало трудовой деятельности Лидо на пользу «Голубого овала» в должности инженера-стажера. Не в последнюю очередь благодаря своей настойчивости и целеустремленности при общении с представителем Форд, произошло это назначение.

Принятый на восемнадцать месяцев обучающего периода, Ли отработал не много больше половины, резко поменял своё мнение. Как он сам потом вспоминал: - инженерное дело наводили на меня тоску, мне не хотелось весь день торчать в офисе и чертить одну и туже схему пружины сцепления.

С разрешения управляющего менеджера он по личной инициативе был переведён в отдел маркетинга. Но дальнейшими поисками нового места работы он должен был заниматься самостоятельно. Торговое представительство Ford в Нью-Йорке закрыло перед ним двери, даже не выслушав, но в родной Пенсильвании ему были крайне рады и приветливы.

Но не всё было так гладко, как может показаться на первый взгляд, даже после его назначения на должность представителя по вопросам корпоративных продаж, его профессиональная карьера не потянулась быстро вверх. Этому «способствовало» отсутствие врожденного дара убеждения, который так необходим в такой сфере. Наш герой, вынужден был методично и последовательно развивать в себе все задатки дара убеждения и харизмы.

ford-mustang-roadster-concept-car-1962

Одним из самых первых удачных маркетинговых ходов Ли была разработка и внедрение в жизнь программы «56 на 56». Смысл, которой заключался в возможности приобретения Ford 56-го модельного года, по 56 долларовым оплатам каждый месяц. Такой вид рассрочки на то время считался по праву «горячим предложение» и показатели уровня продаж стремительно начали расти вверх. В штаб-квартире Форда, в Дирбоне, в срочном порядке вызвали своего молодого маркетолога, пообещавши ему немедленное повышение.

На то время вице-президент Ford, отставной военный статистик – Роберт Макнамарра, сделал подсчёты и выяснилось что, благодаря программе «56 на 56», американский гигант продал на семьдесят пять тысяч машин больше чем до ёё внедрения. Для начала, Якокки посадили в кресло руководителя сбыточного отделения в Вашингтона, а через два года, в 1960 году – он был примеривался к новому своему кабинету, - вице-президента Ford. И вот тут, Ли и начал развивать все свои идеи.

Lee Iacocca

Выпуск Мустанга

Первой мыслей при устройстве на работу в новой должности, для Ли стало понимание того как же потребители относятся к производственным моделям компании. И задуматься было над чем – потому как тот же GM – был в ореоле статуса качественных и роскошных автомобилей, Chevrolet был чрезмерно богатым и лучшим, чем остальные народные машины. В этом плане, Ford вообще не обладал какой-то чёткой, индивидуальной позицией. Глава компании, Макнамарра пытался сделать «фишку» на основе безопасности машины, но он банально прогадал со временем её внедрения, ведь, американцам нужен был стильный, агрессивный и вызывающий автомобиль. Не последним камнем всего груза неудач стал провал марки Edsel, принесшая за собой многомиллионные убытки.

В поисках последующего пути развития, Якоккой было инициировано широкомасштабное и глубокое исследование автомобильного рынка США. Так, по подсчётам специалистов, после демографического взрыва, постигшего штаты в послевоенные годы, большое количество людей достигнуть водительского возраста к началу семидесятых годов, в общей сумме 11 миллионов человек. Ясное дело, что вчерашние школьники захотят иметь одновременно не дорогой, практичный и самое важное – броский автомобиль.

Посредством своего отменного красноречия и подготовкой вышеназванных статистических наработок, Ли смог выбить семьдесят пять миллионов долларов на свою задумку. И до последнего цента, выделанная помощь была потрачена с умом. Используя фастбэк студии технологических разработок, за основу, умелая команда из инженеров Форд, на основе уже выпущенных моделей Falcon и Fairlane, - создала абсолютно новую модель. Всё было довольно-таки просто, - низкая покупная цена, компактные размеры, индивидуальная форма с нотками спортивности. Правду говорят, что всё гениальное – просто.

Представление созданного Mustang перед фокус-группой было воспринято двояко, ведь с одной стороны бесспорным считалось его привлекательное выполнение, но практическая сторона вопроса становилась ребром: наличие только двух дверей, скромное багажное отделение, тесный задний диван. Отвечая на вопросы на счёт покупки машины, респонденты отвечали отрицательно, в первую очередь, указывая на якобы высокую дороговизну и не комфортность машины.

Но, озвучивая стоимость этой модели, которая к слову, практически на тысячу долларов была ниже, чем у идентичных вариантов других марок, настроение опрощенных кардинально менялось, и уже никто даже и не вспоминал о «каком-то там, не удобном диване».

1966_Ford_Mustang_conv_Millionth_Mustang

17 апреля 1964 года состоялась долгожданная презентация Ford Mustang, машины, которая по праву считается культовым экземпляром в мировой истории автостроения. Только за первый месяц, жители США раскупили сто двадцать тысяч автомобилей, а конец модельного года поднял планку продаж до отметки в шестьсот восемьдесят тысячи девятьсот девяносто два автомобиля. Чтобы вызвать окончательное восхищение, стоит отметить, что показатель продаж Мустанга в 1965 году был равен продажам Chrysler, Cadillac, Buick, Mercury и American Motors вместе взятых.

Путь героя в изгои

Появление такой машины, как Мустанг, а за ней многомиллионных сумм от продаж и новое отношение к компании Ford, не было простым совпадением. Сам Ли Якокка знал это на все сто процентов, ведь работал не покладая рук. Так, с его непосредственным участием был модифицирован Mercury-Lincoln. Автомобиль Cougar – более роскошный и дорогой вариант Мустанга, однозначно заставила посмотреть на торговый бренд «Голубого овала». Не лишним будет отметить что, Ли, занимался работой над менее известными моделями, такими как Fiesta и Maverick.

Отличительной характеристикой Якокка было то, что он был рьяным сторонником активного участия автомобильной компании в таком виде спорта, как автогонки, победы в которых, несомненно, несут повышение имиджа и деловой репутации фирмы. Как итог, победы на таких значимых состязаниях, как Ле-Ман, Формула-1, Indy-500. Зачастую к невероятным мыслям нашего героя приписывают и стремление заграбастать у Энцо Феррари его автомобильное детище.

Конечным итогом такого стремительно взлёта компании Форд, стало давно напрашивающиеся событие – 10 декабря 1970 года, Ли Якокка стал президентом «Голубого овала».

Формулируя концепцию успеха Якокка, следует понимать, что каждую впереди стоящую вершину, наш герой брал, вооружившись пониманием того, что нужно покупателю, и как это предоставить. Обладая своим собственным автомобилей и будучи при этом заядлым водителем, Ли прекрасно понимал что монотонное передвижения из точки «А» в точку «Б» для того поколения американцев просто напросто не по душе, ведь отсутствие харизмы и страсти делают процесс езды очень скучным. Постулат о броской внешности был определяющим в понимании Ли. И как не парадоксально, именно он и погубил, казалось прочную репутацию Якокки, - когда с конвейера сошел Ford Pinto.

Поначалу, представленная в 1970 году, машина была довольно-таки популярной, - в первый год было продано триста пятьдесят тысяч экземпляров. Президент Форд, не раз твердил, что машина покорит все вершины, занятые предыдущей версией – Ford T.

На самом-то деле машина была простой, можно сказать посредственной, и только отменно патриотичные покупатели, отдавали ей выбор перед иностранными моделями. Потребуется несколько лет, чтобы о машине громко заговорят, но уже с другой стороны.

За период с 1972 по 1978 на территории США случилось несколько схожих по своим сценариям ДТП, одной стороной из которых всегда был Ford Pinto. Расследования, проводившиеся после аварий, установило много технологических упущений, о наличии которых прекрасно знали в компании.

Даже не беря, того факта что бензобак находился сзади заднего моста, наличие установленной трубки от горловины к баку, находилась около болта установки картера дифференциала. Объясняя обыкновенным языком, - небольшой удар в заднюю часть машины, провоцирует разрыв трубки, из которой выливается горючее. Последствия такого явления предугадать не трудно. Именно в таком виде был предоставлен технологический анализ аварии Форда Пинто. Ясное дело, что такие факты о упущениях были известны Ли Якокка.

Вследствие чего, именно машине (впервые в истории, к слову) был выдвинуто официальные обвинения. Стоит отдать должное команде юристов, представляющих сторону Форда, судебное дело они выиграли. Американский гигант признал свою вину, и в 1978 году отозвал около двух миллионов экземпляров Ford Pinto. Через пару месяцев Якокка был уволен.

2012 Lee Iacocca Ford Mustang

Удар в ответ

Можно предположить, что нашумевшая история с Пинто стала последней каплей, позволяющей внуку основателя концерна уволить Ли. Но «тёрки» в их взаимоотношениях вели корнями ещё до выхода злополучной модели. Так, например, Якокка всегда обвинял Генри Форда второго в чрезмерной вспыльчивости, недальновидности своих действий, а в ответ получал упрёки

что, мол, потерял свой дар творить чудеса в автомобильной мире продаж. Правда конечно где-то посередине, но от этого Ли легче не стало, и после того как он отдал много лет кропотливой работы на пользу Ford, его попросили на выход.

В 54 года, ему не хотелось выходить на пенсию, да и море предложений из мира бизнеса, позволили ему поискать приемлемые варианты для трудоустройства.

Грянуло предложение от Chrysler, и, посовещавшись со своёй семьей, Ли, принял предложение, не до конца понимая того, что компания находиться на грани краха. Низкий моральный дух, дилетанты в финансовом отделе, не компетентные менеджеры – всё это буквально уничтожало Крайслер на глазах. По началу, даже сам Якокка был в лагере отчаянных пессимистов, не видя способов решения кризисной ситуации. Но со временем, посредством «переманки» некоторых специалистов из Форда, он начал свой крестовый поход.

Со временем была налажены уверенные деловые бизнес-отношения со множеством дилеров, был улучшен финансовый порядок, закрыты иностранные филиалы, посредством концентрации производства исключительной в Северной Америки. И самое главное, что, безусловно задевало внука Генри Форда, Ли не забыл как создавать классные машины. 1984 года – стал стартом выхода родоначальников современны минивэнов – Dodge Caravan и Plymouth Voyager.

Именно выход этих двух моделей позволил на семь лет раньше оговоренного срока, выплатить взятый многомиллионный кредит (поручителем в котором, к слову выступали США). Фирма встала крепко на ноги. В партнёрском тандеме с Mitsubishi, Chrysler выкупил Jeep, упрочив своё положение на автомобильном рынке до практически недосягаемых высот.

В 1987 году, Ли Якокка в очередной раз приятно удивил общественность, включивши в коллекцию брендов Chrysler – итальянскую Ламборгини. Уйдя в отставку в 1992 году, наш герой оставил перспективный автомобильный концерн в самом что ни есть «соку».


Autor